Подавляющее большинство владельцев автомобилей с дизельным двигателем, приобрели его, руководствуясь дешевизной дизельного топлива, по сравнению с 92, а тем более с 95 или 98, бензином. Далеко не все, покупая дизельный автомобиль впервые, то есть, не имея опыта его эксплуатации, представляют себе тонкости обращения с подобным транспортным средством. Любители повышенного комфорта или спортивной езды  едва ли станут приверженцами дизельного двигателя. Да, дизель шумит больше, чем его бензиновый собрат, и все попытки производителей свести этот «тракторный» шум на нет успехом пока не увенчались. Да, динамика разгона дизеля далека от болидов Формулы–1, что особенно чувствуется на повышенной скорости. Но! Все эти мелкие неудобства с лихвой перекрываются главным достоинством дизельного двигателя – его выдающейся экономичностью. Недаром, искушенные европейцы приобретают дизелей порой не меньше, а в наше время, бывает, и больше бензиновых автомобилей.

     В России рынок автотранспортных средств на дизельном топливе существенно меньше бензинового, но некоторое разнообразие и у нас существует. Только необходимо подойти к выбору и тестированию дизельного двигателя, осознавая специфику  его работы.

     Если все прочие параметры контрольного осмотра:  проверка кузова, ходовой, трансмиссии, исправности электрооборудования и т.д. вполне идентичны подобному осмотру автомобиля с бензиновым двигателем, то проверка дизельного движка обладает рядом существенных отличий. Тестировать дизель лучше всего на морозе, чтобы двигатель был холодным в буквальном смысле слова. Оптимальное время года для этого – зима, оптимальная температура - от 10 до 20 градусов ниже нуля. При этих условиях недочеты дизельного двигателя выявить гораздо проще.

     Основная характеристика исправности дизеля – «холодный старт». Осуществляется он следующим образом:

  • При помощи подсоса увеличивается количество впрыскиваемого в двигатель топлива.
  • Свечи накаливания включаются при помощи поворота ключа зажигания. При этом на панели управления зажигается индикатор их работы – желтый круг с изображенной внутри спиралью.
  • После прогрева свечей, на что требуется 20-30 секунд, лампа гаснет. Это служит сигналом к запуску двигателя.

     Если при соблюдении данного алгоритма действий, двигатель заводится без проблем, то есть без долгого вращения стартера и с первой попытки, он исправен. Если нет, тут может быть несколько причин: севший аккумулятор, неисправность свечей накаливания, летнее топливо в топливной системе, недостаточная компрессия в цилиндрах. Если замена свечей и аккумулятора достаточно - недорогое мероприятие, а превратившееся на морозе в гель летнее топливо, удаляется и заменяется на зимнее, при помощи отогревания автомобиля в теплом боксе, то недостаточная компрессия в цилиндрах – повод для серьезного и дорогостоящего ремонта двигателя.

     Необходимо помнить, что работа не прогревшегося дизеля характеризуется повышенной шумностью и выхлопом черного цвета. Это – обычное явление, по мере прогрева двигателя неприятности исчезают. Если же они наблюдаются и при работе горячего двигателя, впору говорить о неисправностях. Сизый дым указывает на износ поршней, гильз или поршневых колец. Черный дым – признак не полностью сгоревшего топлива. Это происходит или по причине неисправности форсунок или распылителей, неравномерно распределяющих топливо, или разрегулировании топливного насоса, либо при засоренности воздушного фильтра, подающего в цилиндры недостаточное количество воздуха.

     Ресурс эксплуатации дизельного двигателя во многом зависит от условий использования, систематичности и качества технического обслуживания, но главный фактор – человеческий. В среднем ресурс эксплуатации составляет от 200 до 600 тысяч километров пробега. К дизелю необходимо приноровиться. Обычное для оборотистых бензиновых двигателей дело – раскачка на максимальных оборотах, для дизеля вполне может обернуться критическим превышением нагрузки на цилиндро-поршневую группу, аппаратуру подачи топлива, и вообще на процесс смесеобразования и сгорания, который на максимальных оборотах проходит не по предписанному регламентом сценарию. Дизель высоких оборотов просто не выносит! Конструктивные особенности моторов такого типа предполагают эксплуатацию на средних  и малых оборотах.  Переключение передач на повышенные следует производить гораздо раньше, чем на автомобилях с бензиновым двигателем. Не знающий этого водитель рискует в результате неграмотного использования дизельного двигателя, уменьшить ресурс использования в 3, а то и в 5 раз.

     Заводить дизель народным методом с толкача, или с буксира, также нежелательно. Результатом такого запуска вполне может стать обрыв ремня в двигателях с ременной передачей, сопровождаемый всеми вытекающими последствиями.

     Дизельный двигатель очень привередлив к качеству потребляемого топлива. Не секрет, что отечественная солярка частенько грешит наличием излишней воды и даже механических примесей. Чтобы снизить негативный эффект от такого топлива, систему питания автомобиля, необходимо оборудовать специальным фильтром-сепаратором, лучше, если фильтр будет снабжен системой подогрева. Лучше потратиться один раз на приобретение и установку такого фильтра, чем постоянно рисковать возможностью выхода из строя дорогостоящих топливного насоса или форсунок. Одновременно вы обезопасите себя от возможных осложнений, связанных с излишней вязкостью охлажденного топлива во время зимнего запуска двигателя. Если же постановка фильтров по какой-либо причине представляется невозможной, приобретенной солярке лучше предварительно дать отстояться два-три дня, после чего заливать ее в автомобиль, не взбалтывая и не перемешивая.

     Привередлив импортный дизельный двигатель и к качеству заливаемого в него масла. Популярное в советское время, так называемое «камазовское» М10/Г2К, ему совершенно противопоказано. Использовать необходимо только масло, указанное производителем двигателя, либо масло классом качества выше рекомендуемого. Особенно щепетильного подхода к качеству заливаемого масла, требует турбодизель. При работе такого двигателя, в условиях высоких температур и скорости вращения вала турбокомпрессора, смазывающие свойства сохраняют только специальные, разработанные для турбодизеля, сорта масла. Использование низкосортного масла ведет к разрушению масляной пленки на трущихся деталях, образованию сухого трения, повышенному износу вала и подшипников турбины и, как следствие, поломке турбины в целом.

     Следует также учитывать, что отечественное масло характеризуется повышенным содержанием серы. Сера способствует повышенному окислению масла, что весьма негативно сказывается на состоянии здоровья мотора. Поэтому, при использовании отечественной продукции, интервал замены масла надо снизить, по сравнению с рекомендуемым производителем, процентов на 20-30. Например, при указанном интервале смены масла в 10000км, проводить его необходимо через (7000–8000)км пробега.
 
     Существенным элементом, влияющим на работоспособность дизельного двигателя, являются масляные фильтры. Фильтрующие элементы фильтров дизельного двигателя  гораздо меньшего диаметра, чем аналогичные элементы бензиновых, поэтому, чтобы избежать забивания фильтра, необходимо приобретать изделия только «родные», или всемирно известных фирм, типа Bosch или Champion. Контрафактную продукцию или товары, изготовленные неизвестными фирмами, вполне могут комплектоваться губительной для дизеля фильтровальной бумагой от бензиновых двигателей.

     Интервал промывки двигателя зависит также от типа заливаемого в него масла. При использовании минерального или полусинтетического масла такой интервал, в зависимости от качества масла, должен составлять 20-40тыс.км. При использовании синтетики, интервал увеличивается, т.к. синтетика характеризуется высокими моющими свойствами.
 
     В заключении, вернемся к тому, с чего начинали. Дизельный двигатель не только гораздо экономичнее бензинового, он еще и дешевле в техническом обслуживании: система питания не оснащается такой дорогостоящей и капризной электроникой, как в бензиновом движке, да и свечи накаливания выходят из строя и требуют замены гораздо реже, чем свечи зажигания.


 Таковы, вкратце, особенности эксплуатации дизельного двигателя. А уж какой агрегат иметь под капотом: дизель или бензиновый, - проблема выбора каждого отдельно взятого автолюбителя.

Реклама партнеров: офисный переезд

Рассказать друзьям:
Будьте в курсе событий!
Получайте своевременно информацию о скидках и акциях компании, читайте свежие новости из мира автомобилей