Позвонить +7 (495) 632-01-20

Стартер на автомобиле – ответственный узел, от исправности которого зависит легкий и стабильный запуск силового агрегата. Устройство на всех машинах имеет аналогичное строение и состоит из статора, ротора, щеточного узла, втягивающего реле и обгонной муфты (бендикса). Агрегат выходит из строя редко, но это случается, если пренебрегать рекомендациями по его обслуживанию. Что делать при отказе установки – бежать на СТО или попробовать отремонтировать стартер своими руками?

Механизм устройства не сложный, а принцип работы прост и понятен, поэтому любому автовладельцу, кто дружит с инструментом, вернуть легкий пуск машины не составит особого труда.

Принцип работы

При поворачивании ключа в замке зажигания происходит подача тока на втягивающее реле стартера, сердечник которого втягивается и вводит в зацепление шестерню с маховиком. Затем происходит замыкание контактов реле стартера, и запускается электродвигатель, который через бендикс вращает маховик – в результате мотор машины заводится. После отпуска ключа механизмы агрегата возвращаются в исходное состояние и замирают до очередного пуска.

Проявления неисправности

Проявления бывают разными, и все они не дают возможности завести мотор машины беспроблемно.

Характерные признаки:

  • скрежет, шум, стук при пуске двигателя, исходящие со стороны устройства и маховика;
  • при срабатывании втягивающего реле двигатель стартера не вращается (аккумулятор при этом заряжен);
  • электродвигатель устройства быстро крутится, а двигатель не заводится;
  • не срабатывает втягивающее реле;
  • электродвигатель вращается медленно и не в состоянии прокрутить коленвал с необходимой для пуска силового агрегата скоростью.

Прежде чем приступать к демонтажу узла, необходимо убедиться, что именно этот механизм является проблемным. Проверяют заряд аккумулятора, целостность и прочность соединений электросети и контактов, не клинит ли двигатель. Отремонтировать стартер автомобиля можно самостоятельно, главное – действовать аккуратно и уверенно.

Стартер в разобранном виде

Стартер автомобиля в разобранном виде


Детали стартера:

  1. Стопорное кольцо;
  2. Ограничительное кольцо;
  3. Привод с обгонной муфтой;
  4. Ось рычага;
  5. Передняя крышка;
  6. Рычаг привода;
  7. Якорь реле;
  8. Тяговое реле;
  9. Задняя крышка;
  10. Защитный кожух;
  11. Стопорная шайба;
  12. Стяжной болт;
  13. Регулировочная шайба;
  14. Пружина щетки;
  15. Щетка;
  16. Корпус;
  17. Якорь.

Снятие и разборка

Снять стартер с машины довольно сложно, поэтому нужно запастись терпением и упорством. На автомобилях крепление устройства к двигателю может быть разным, алгоритм демонтажа одинаков: сначала отключают батарею, затем провода, идущие к аппарату, а потом отсоединяют узел от двигателя. Для проведения диагностики деталей узла и ремонта его нужно разобрать. Сначала снимают тяговое реле, затем отсоединяют болты, крепящие щеткодержатель, статор и переднюю крышку. Затем выводят из зацепления толкатель-вилку и бендикс.

Диагностика деталей и ремонт

Разобрав стартер, необходимо проверить все его узлы и детали.

  1. Проверке подлежит корректная работа обгонной муфты втягивающего реле (проверяют, подключив к аккумулятору, – должен произойти мощный щелчок). Если нет этого, то неразборное реле заменяют новым, а в разборном – зачищают «пятаки» и планку от окисления и пригаров, а в случае сильного износа заменяют новыми.
  2. Прозванивают через лампочку целостность обмоток статора и ротора, в случае короткого замыкания заменяют деталь.
  3. Очищают поверхность коллектора на роторе от налета.
  4. Меняют щетки на новые, независимо от их износа (раз уже узел разобран).
  5. Оценивают состояние подшипников скольжения – втулок, в которых вращается вал ротора.
  6. Осматривают бендикс на пригодность к дальнейшей эксплуатации – нет ли на его шестерне забоев, слизанных граней, не прокручивается ли шестерня на валу. При обнаружении неисправности деталь меняют.

Сборка и установка на автомобиль

После осмотра и замены дефектных деталей на новые выполняют сборку стартера и проверку его на работоспособность – только потом устанавливают на машину. При сборке узла стараются выдержать зазор свободного хода ротора в подшипниках (регулируют прокладкой). Помощником в ремонте такого важного узла может быть книга по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля, где подробно расписаны все процедуры, указан порядок действий, необходимые допуски, зазоры.

Установку стартера на автомобиль проводят в обратной последовательности, не забывая при этом выполнить все подключения электрической части правильно. Если ваша машина после успешного ремонта механизма заведется с пол-оборота, то теперь вы самостоятельно сможете отремонтировать любой узел машины.

В том случае, когда ремонтировать стартер у вас нет времени или после первых неудачных попыток снять механизм с машины вы потеряли веру в себя, не отчаивайтесь. Обращайтесь в автосервис VWS – мы знаем, как вернуть вашему автомобилю легкий и молниеносный пуск.

Рассказать друзьям: