Современный автомобиль – сложный механизм, точность и оптимальная продуктивность работы которого зависит от четкости настроек тех или иных систем. Не последнюю роль в этом процессе выполняют настройки углов между плоскостью вращения колеса и - вертикалью (развал), - направлением движения (схождение).
В быту регулировку этих настроек называют «сход–развал».
Развал по отношению к плоскости вертикали может быть:
При нулевом развале во время движения по прямой износ покрышек минимален. Это было бы идеально, но свою коррективу в эту картину вносят повороты, встречающиеся на пути следования. При поворотах крен автомобиля изменяется, а вместе с ним изменяются и углы развала.
Положительные значения развала применяются только в спортивных автомобилях, предназначенных для езды по кругу, и в машинах, в которых используется конструкция подвески на направляющих стойках. Отрицательный развал – самое распространенное значение развала. Выставляется так потому, что отрицательный угол улучшает устойчивость автомобиля на поворотах.
Важным фактором устойчивости являются и правильно выставленные установки схождения. Поскольку схождение – фактор комплексный для обоих колес одной оси, то имеет смысл говорить о суммарном схождении. Схождение высчитывается для пары управляемых колес. Задние управляемые колеса в наше время встречаются лишь на комбайнах, для автомобилей же схождение устанавливается для передних колес.
Поскольку высчитывать величину схождения в градусах, минутах и секундах (а углы измеряются именно в этих величинах) достаточно проблематично с математической точки зрения, принято использовать для этой цели меру длины - миллиметры.
Колеса автомобиля установлены не строго параллельно направлению движения, а под углом к нему. Причем передние точки колеса наиболее удалены от направления движения наружу, а задние – вовнутрь. Схождение в миллиметрах – это показатель разницы расстояний между кромкой обода колес в переднем и заднем положении. Замеры схождения делают на высоте центра колеса между одинаковыми точками обода.
Ухудшение управляемости и устойчивости автомобиля – очень часто следствие неправильных значений схода-развала. Кроме этого, неотрегулированные или неправильно отрегулированные значения углов установки колес – причина преждевременного износа шин.
Поэтому процедуре схода-развала придается большое значение при прохождении планового ТО. Следует регулярно наведываться в автосервис для проверки и, если требуется, корректировки угловых колесных значений.Если автомобиль подвизгивает покрышками на поворотах, «подъедает» резину, отклоняется от прямолинейного движения на ровных и прямых участках трассы с отпущенным рулем или испытал резкое, сходное с ударом, воздействие неровностей дороги, необходимо незамедлительно проверить сход-развал. После некоторых ремонтных манипуляций, например, в случае замены сайлент-блоков, требуется также обязательно проводить сход-развал.
Регулировка развала в прежние времена требовала большого количества спецприспособлений: отвесов и уровней различной конструкции. В наши дни эта процедура сход-развала компьютеризирована. Передовые автосервисы, и в частности, автотехцентр VWS, используют для установки правильных показателей развала оптические датчики и гравитационные датчики наклона, с последующей компьютерной обработкой данных.
Перед регулировкой развала диагностируют:
После регулировки развала устанавливаются значения схождения. Предварительно проверяют:
Если все эти показатели в норме, приступают к регулировке. Для изменения показателей схождения изменяют длину боковых рулевых тяг:
После установления нужных параметров схождения, хомуты затягиваются таким образом, чтобы их концы не соприкасались.
Сход-развал – технически сложная процедура и выполнить ее могут только специалисты автотехцентра. Никакой гаражный умелец или заядлый автолюбитель, даже с большим стажем вождения, «на глазок» не установит точного значения, тогда как погрешность даже в половину градуса чревата возникновением сложностей при езде. Скупой платит дважды. Если дело касается безопасной езды и человеческой жизни – денежная переплата – это еще лучший из возможных исходов.
В автотехцентре VWS профессионально осуществляется сход-развал автомобилей группы VAG. Диагностику и регулировку производят под строгим контролем компьютерных программ, с применением современного высокотехнологичного оборудования импортного производства.